Культура Абхазии

Различные формы бытовой культуры зародились в Абхазии под влиянием различных социально-экономических условий. Генетически абхазская культура или апсуара (или аламис, которая еще именуется совестью народа) отчасти связана с общинно-родовой и частично с военно-демократической культурой, а также с сохранившимися патриархально-феодальными условиями жизни.

абхазия долгожители лето горы
Нравственное воспитание в семье и в общине

Апсуара укоренялась в жизни, передаваясь из поколения в поколение через воспитание и обучение. В жизни и сознании людей крепко засел воинствующий дух. Подготовка мужественных и выносливых воинов была одной из первостепенных задач в воспитании подрастающего поколения.

Военные концепции пронизаны идеями героизма и чести. Обезоружить человека на глазах его общины было равносильно бесчестию. А боевой конь считался неприкасаемым. Всадник рассматривал как личное оскорбление, если кто-то ударял его лошадь или всего лишь дотрагивался плеткой до уха. Такое оскорбление смывалось только кровью. Храбрость и бесстрашие превозносились превыше всех, что в полной мере отразилось в абхазском эпосе и сказаниях.

Обратите внимание:

Семейные отношения были жестко регламентированы установленными нормами и правилами, в основе которых лежали любовь, честность, непорочность, забота друг о друге, чувство ответственности по отношению друг к другу, — того, чего подчас не хватает сегодня обществу XXI века.

В обществе женщины пользуются большим уважением, особенно это касается матерей. Оскорбление женщины считается эквивалентным личному оскорблению. В присутствии женщин, неприличные выражения не допускаются вообще. Отомстить женщине считается постыдным, недостойным человека поступком. Даже самые непримиримые враги старались избегать убийства женщин. Любой, кто, вопреки обычаю, поднимал руку на женщину, покрывал себя позором, и даже недоброе слово или действия оскорбляют его честь. «Хорошая собака не лает на женщину», — гласит абхазская пословица. Защита беременной женщины является обязательным условием, хотя стыдливость заставляла ее скрывать свое положение от пожилых людей.

Стоит отметить важность привития детям негативного отношения к безнравственности. Детей с ранних лет учили, какие действия являются нежелательными и безнравственными по отношению к другим – в отношениях в семье, со сверстниками, старшими и т. д. конечно, с учетом возрастных особенностей.
Мальчики с раннего детства находились подле своих отцов и дедов, перенимая у них навыки конной езды и обращения с холодным и огнестрельным видами оружия. Девочки же познавали от своих матерей науку восточного гостеприимства и особенности национальной кухни, этические нормы поведения, подобающего матерям и женам.

В частности, девушка должна быть трудолюбивой и умелой во всем, но больше всего по дому, и она изучала и осваивала навыки, достойные женщины: домоводство и принципы ведения хозяйства. Но ее образование не было полным, если «принцесса» не научились пользоваться кинжалом или ружьем, а также не может управляться с лошадью. В танцах и пении принцесса должна быть неутомимой, как и в верховой езде.

В Абхазии разведение крупного рогатого скота и других животных было одним из главных экономически значимых занятий для мужчин с незапамятных времен вплоть до XIX века. Поэтому езде на лошади учились все: от мала до велика.

Абхазский язык и литература

Абхазский язык является официальным языком Республики Абхазия. Вместе с абазинским, черкесским языками (адыгейским и кабардинским), и ныне исчезнувшим языком Убыхов, он принадлежит к абхазо-адыгской группе, которая на сегодняшний день охватывает несколько миллионов человек.

В качестве общеупотребительного абхазский язык формировался сразу с несколькими диалектами в связи с феодальной раздробленностью страны.

Абхазский литературный язык активно развивался в советское время, пройдя этап своего становления как национального языка. За сравнительно короткое время, лексика письменной речи была значительно расширена за счет заимствований из родных диалектов и иностранных языков.

Многословие осуждалось. Нецензурные слова и выражения абсолютно исключались.

В языке прослеживаются очень нежные, но четкие аллегории для выражения всех естественных потребностей. Умение тактично умолчать о чем-то считалось вежливой формой отказа.

Особое место в нравственном воспитании детей занимал фольклор. Герои фольклора являются благородными, щедрыми; они демонстрируют мужество, умение переносить страдания, сдержанность, терпение, уважение к старшим и женщинам, – все они появляются как идеалы. Дети впитывали моральные устои этих персонажей.

Абхазский фольклор

В Абхазском фольклоре характерна максимальная экономия художественно-выразительных средств, наличие характерных описаний одежды и других внешних признаков персонажей. Чего не скажешь об абхазской народной песни, которая представляет собой синтез вокальной мелодии и речитатива. Древние языческие песни сохранились и по сей день, вместе с песнями народными, обрядовыми песнями, сказками, легендами, мифами, сказаниями, поговорками и пословицами.

Отличительной чертой абхазского народного пения является многоголосие. Обычно тенор начинает петь, а другие к нему присоединяются, импровизируя, создавая оригинальную мелодию в нижнем регистре. Любопытный факт: существует народное пение женщин, за исключением колыбельных и песни в форме причитаний. Основу старых песен заложил охотничий и пастуший фольклор; более поздние отмечают особенности народных героев: Хаджарата Кяхба, Салумана Бгажба и др. Широко известен цикл обрядовых песен, призванных облегчить страдания раненых. Абхазские традиционные траурные песни и песни с танцами в круге очень выразительны, а традиционные свадьбы сопровождаются театрализованным представлением с песнями и танцами по случаю.

Наиболее значительные примеры в абхазском эпосе примеры древних сказаний о Нартах и Абрскиле — абхазском Прометее, который сражался с богами.

В качестве наказания за неповиновение богам, героический Абрскил был прикован к столбу в глубине пещеры Отап, теперь носящей название пещеры Абраскила в Очамчырском районе.

Природа Абхазии

Природа Абхазии практически не изменились с эпохи палеолита. Горы сходятся в одной точке, которая соединяет Восток и Запад, создавая уникальную среду, как и несколько других мест в мире. Красивые субтропические пляжи будут манить вас понежиться на солнышке или поплавать, но обернувшись, вы окажетесь лицом к лицу с обширными лесами, идеально подходящих для пеших прогулок, и всего в пятидесяти километрах от потрясающих гор, которые представляют собой уголок заснеженного рая. Редкие растения украшают ландшафт.

Обратите внимание на эту информацию:

Вернувшись на берег, вы снова можете расслабиться и насладиться свежестью цитрусовых и других экзотических фруктов.

Музыка и танцы

Традиционные абхазские музыкальные инструменты: струнные, духовые, щипковые и ударные. Среди самых популярных струнных инструментов — апхярца, двухструнный смычковый инструмент с узкой веретенообразной рамкой, выполненный из древесины ольхи. Аюмаа — треугольная арфа с 14 струнами из конского волоса (аюмаа означает «двуручный», потому что музыкант держит инструмент на одном колене, играя обеими руками).

К духовым инструментам относятся: акарпин — флейта с тремя или иногда шестью отверстиями, изготовленная из борщевика и украшенная декоративной отделкой. Еще одним не менее популярным инструментом является — абык или горн, вырезанный из дерева Лапина. Акабак хцвы или пастушья трубка с тремя отверстиями вырезалась из стебля тыквы, который выделывался особым образом

Ударные включают в себя различные типы барабанов и трещоток (которые также используется для отпугивания птиц с кукурузных полей). Трещотки акяпкяп представляют собой толстую рукоятку с прикрепленными на ней деревянными рейками, которые производят громкие щелчки при повороте, а очень популярный барабан адаул часто выступает в качестве основного инструмента музыкального сопровождения, особенно в танцах.

Абхазские танцы имеют возможность передать настроение, которое характерно при исполнении танца.

Посредством хореографии зритель может увидеть и понять все события из истории и жизни людей. Танец рассказывает людям о повседневной жизни простых людей, радостных событиях и печалях.

Ашатшырта — абхазский красивый танец, который выполняется на полупальцах. Этот танец носит военный характер, отражая влияние на победу в бою. Этот круговой танец исполнялся большой группой мужчин, и каждый держал в руках оружие.

Этот танец – театрализованное представление, которое является отражением исторических событий и боевых похождений абхазских воинов.

Лалцзын — один из древнейших абхазских танцев для девочек. Дословный перевод – «для нее» — танец с медленными и плавными движениями, который призван продемонстрировать красоту, грацию, женственность и духовную нравственность абхазских девушек.

Танцевальная культура в Абхазии изобилует множеством женских танцевальных постановок, отражающих жизнь обычной девушки.

Это и танец мастеров, работающих на производстве одежды и ткани, и танец женщин кожевенной и меховой промышленности. Танец служил отражением душевных переживаний народа, становясь воплощением народной идеи в движении.

Одежда

Кинжал абхазского джигита

Вкусы меняются под влиянием моды и по другим причинам, но многие традиционные элементы часто демонстрируют удивительную живучесть, и иногда даже возрождаются. Национальная одежда абхазов претерпела радикальные изменения в последние времена, но одно неизменно: традиционная одежда является важным элементом абхазской культуры.

Некоторые ранние представления абхазов опирались на концепцию идеального внешнего вида, которую можно проследить даже в древнейших памятниках их устного народного эпоса, хотя, как известно, возможности фольклора в этом отношении весьма ограничены. В соответствующих местах в тексте общему внешнему виду человека обычно уделяется мало внимания, подчеркиваются только самые необходимые детали особенностей, связанных с одеждой. Мы почти ничего не знаем, например, о том, как Абрскил, о котором говорилось выше, был одет, хотя в целом, судя по тексту, это был человек идеальным с физической точки зрения. Внешне все герои абхазского эпоса ассоциируются в нашем сознании только с их легендарными конями, оружием и некоторыми другими незначительными атрибутами, которым придавал значение абхазский народ.

В прошлом, люди одевались в соответствии с их профессией, и разделяли свою одежду на повседневную, одежду для торжественных случаев, и ритуальное платье.

Черкеска (или чоха) является старейшим и, даже по сей день, наиболее популярным видом традиционной мужской одежды. Мужчины традиционно носили ее с брюками, рубашками с пуговицами до воротника и парой обуви из сыромятной кожи или, для особых случаев, специально украшенными башмаками из козлячьих шкур. Гетры или войлочными чулками носили поверх сапог до голенища, а наколенники надевались на колени. Как ни странно башлык служил традиционным мужским головным убором.

Обязательным предметом одежды для каждого абхазского всадника была бурка (аюапа в Абхазии), длинное пальто с высокими квадратными плечами, который отшивался из лохматого войлока и делал мужской силуэт почти королевским.

Традиционный женский костюм состоял из нескольких ключевых элементов: платье с короткой или длинной туникой пальто поверх нее, рубахи, двух нижних юбок, брюк и шляпы или платка. Декоративный пояс, который носили вокруг талии поверх всех слоев одежды, зачастую был настоящим произведением искусства. Короткая туника в виде пальто обычно выполнялась из домотканого сукна или бархата; она плотно прилегала к груди и расширялась от талии к низу.

Алабаша, тяжелый деревянный посох с металлическим наконечником и крюком на вершине, был символическим элементом традиционного наряда. Трость, которая раздваивалась как самое простое оружие служила своего рода микрофоном. Так, если старец вонзал трость в землю, это свидетельствовало о том, что он собирался держать речь.

Искусство праздника

Старинная абхазская пословица гласит: «Гость приносит семь счастий». В ней в полной мере отражается отношение абхазцев к понятию гостеприимства в целом.

Гостеприимство (или асасра) согласно древним абхазским понятиям, — священный закон, обязательный к исполнению каждым человеком. Кто-то может иметь много добродетелей, но не быть гостеприимным хозяином, за что может считаться абхазцами неполноценным членом общины, достойным порицания.

Рекомендуется к прочтению:

Минеральная вода Абхазии

Вековые традиции были четко определены принципами взаимоотношений между различными сторонами, как между победителями и побежденными, так и между пришлыми гостями, которым готовилась лучшая кровать в доме, но которые не должны были забывать о традициях принимающего их дома.

Когда гости приходят, на столе есть разнообразная пища — от пирогов с сыром (хачапури) для копченых кусков мяса, которые подаются с острым соусом аджика. Добавьте к этому удивительные сочетания овощей, в соусах с орехами, которые подаются с восхитительными домашними винами и фруктовой водкой!

Самый старый человек обычно сидит во главе стола со своим рогом. Называют его тамадой. Его восхитительные тосты будет стимулировать вас попробовать нектар с холмов. Попробовав все яства, вам предложат усладить свой слух приятной музыкой или многоголосной песней.

Абхазцы называют свою страну «Апсны», что означает «страна души». Редко мы имеем возможность в современном мире в полной мере наслаждаться душевностью народа.

Каждое ваше движение здесь принесет вам ощущение нового приключения, поскольку каждый раз вы будете открывать для себя душу этого самобытного народа. Это место, где вы будете постоянно сталкиваться с приятными сюрпризами — вы постоянно будете говорить себе: «Я не мог надеяться на большее, но это превзошло все мои смелые ожидания».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.